Две поездки в Тамбов. Любовь Куркина.Воспоминания
Первый раз я Москву увидела летом. Перед отъездом из Ленинграда мама сшила мне у портнихи – мамы Валерки Смирнова платье, широкое как у Гурченко из «Карнавальной ночи». Папа и я проездом остановились в Москве в 1960 году.
В столицу мы приехали ночью. Когда мы от Таганской площади приехали на Институтскую улицу, было очень темно. Ночи московские темные и теплые. Парни и девушки гуляли. Дома, казались, утопали в зелени. Но найти тети Катин дом было очень трудно, многие помогали найти, было потрачено много времени, но безрезультатно. Тогда одна пара привела нас домой к коменданту этого городка. Комендант – женщина сразу нас привела к нужному дому. Когда папа постучал в дверь маленького деревянного дома, то мы услышали: «Кто?». Папа ответил: «Я», в ответ: «Вася!». Тетя Катя радостно открыла нам дверь, узнала голос брата.
Дядя Филипп повез нас на следующий день в центр, на Красную площадь. Побывали в мавзолее, в ГУМе, в Кремле. Дядя Филипп подарил мне красивый шелковый платочек с видом храма Василия Блаженного. Дядя Филипп возил нас на птичий рынок, который я увидела впервые. Муж тети Кати делал клетки для птиц и продавал их на птичьем рынке. Тетя Катя работала в буфете…, подарила нам шкалики.
В Селе Русское, куда мы приехали жил мой дедушка Иван Осипович вместе с папиным братом Петром и его сыновьями Иваном и Павлом, их женами и детьми.
Климат на Тамбовщине разительно отличался от нашего. Я привыкла, что в Калининской области кругом зеленая трава, даже в жаркое лето. А в селе Русском выжженная трава. Папа помогал поливать огурцы и тыкву. Огород был, а вот усадьбы не было, так как семья деда не вступала в колхоз. Двоюродные братья ездили на заработки, на лесозаготовки. Жены Катерина и Настя сидели дома, вели хозяйство, смотрели за детьми, лузгали семечки и очень хорошо вязали.
У деда Ивана в одной из комнат на столе лежала библия. Я, пионерка, не верила в Бога и в школе входила в химический кружок. На Пасху мы показывали, как попы «дурят» прихожан и из ничего появлялась змея.
Библия деда Ивана – это очень толстая книга, красочная, буквы там были дореволюционные, такие же, как и в журнале «Нива», который я впервые увидела на даче в Горелово у маминой крестной Евдокии Ивановны Ветошниковой.
Мне было всё непривычно у папы на родине. Называли бабушку «старая» и дети маленькие бегали голышом и валялись в песке, потому что было тепло. Дед Иван был очень верующим человеком. Церкви в селе не было, в ней был оборудован клуб в 1940 году. Дедушка ходил на реку Кукановку, и там со старушками читал молитвы. Очки у него были с линзами, и папа говорил, что дед делал операцию в Тамбове на глаза в 1930-е годы.
В клубе, бывшей церкви шли фильмы, и когда демонстрировали фильм «Идиот», то папа не хотел меня отпускать в клуб, но я упросила его и посмотрела фильм. Картина, конечно, произвела на меня неизгладимое впечатление. Играл в кинофильме князя Мышкина Юрий Яковлев.
Папа познакомил меня с сестрой Машей (у неё были две дочери Мария и Шура). Марии было 18 лет, она кажется, была депутатом. Родственник тети Маши – свекор работал в колхозном саду, где росли вишни. Таких ягод я не видела больше нигде. Я наклоняла ветви и ела, ела, ела… Я думала, что больше никогда не буду есть вишню. В саду я познакомилась с парнишкой – цыганом, он сидел на лошади верхом, помогал сторожу. Один раз я видела в долине цыганскую свадьбу, цыгане приехали со всех мест. Цыган в наше время боялись. А на Тамбовщине они жили более свободно. В Калининской области, когда они появлялись, то закрывались окна, двери, животных загоняли в хлев, боялись, что цыгане уведут скотину или что-нибудь своруют. А у папы на родине к ним относились спокойно. Папа привел меня как-то в село Мамонтово на реку Цну. Там жила его крестная. Как её звали, я не помню. Сын её патрулировал на лодке. Рыбу ловили и ребятишки, и пожилые женщины. Они протягивали сеть на всю ширину реки, где было неглубоко и шли по воде, ловя рыбу.
Крёстная угощала нас грибами, которые жили в бочке: белые грузди и другие грибы. Солила она их сырыми. Я не привыкла в Калининской к грибам, никогда их не собирала. А ещё там, наверное, впервые попробовала бражку.
В гостях мы были в селе Мамонтово у сестер моей бабушки Агафьи Ивановны, они угощали нас жареной нежной свежей рыбой (щучки, окушки). Пробыли мы в Мамонтово недолго, день, или два, и пошли опять к деду Ивану. Шли вечером, ночи темные, и идти было страшно, шли мимо погоста.
Однажды папа собрался в Русском на рыбалку, я тоже захотела с ним пойти. Но утром я почувствовала себя неважно и не пошла с ним. Он рассердился на меня, обиделся: «У тебя семь пятниц на неделе» и ушел на рыбалку один. Прошло немного времени, мне стало лучше, стало жаль отца, я взяла велосипед, на раму посадила Настину дочку, а на багажник Колю и мы поехали на Цну. Запах на реке был дурманящим, от цветов, от травы и дубов. И, конечно, не нашли папу и вернулись домой. По дороге ехали через поле кукурузы. Она была выше человеческого роста. После поездки Хрущева в Америку везде стали сеять кукурузу. В Калининской – Нечерноземье, она вырастала очень маленькой с 50 сантиметров. На Тамбовщине она прижилась. Но похоже, ненадолго. Когда сняли Хрущева перестали сажать её и в Тамбовской.
Один раз папа повел меня к брату дяди Васи Куркина. Шли через поле бахчи. Дорога была длинной, около пяти километров. Впечатление осталось только от бахчи с арбузами.
Там я получила письмо из Чудинково от тети Груши, куда уехала мама с Сережей. Тетя Груша написала, что мама научилась кататься на велосипеде и ездит в Сукромны. Папе я сказала об этом, и он стал тоже пытаться научиться кататься на велосипеде. Но всё было безуспешно. Он садился на велосипед, я пыталась его направлять, но он заваливался в кукурузу и падал. Когда мы вернулись в Ленинград, я сказала маме: «Какая ты молодец, что научилась кататься на велосипеде». Мама в ответ: «Это опять Груша пошутила».
Когда во второй раз поехали в Моршанск, то с нами поехал и брат Сережа. Сережа был на три года меня младше. Тетя Груша (его крестная) купила фотоаппарат, и Сережа хорошо фотографировал. Мы дома печатали фотографии. Этот процесс нам нравился. Сережа был высокого роста, светловолосый. В селе Русском мы фотографировались дедушкой, папой и Колей. Однажды у дедушки Ивана была как по кинофильмам – рубашка, подпоясанная кушаком и брюки галифе. Так ходили ещё в 1930-х годах.
Мы побывали у тети Маши, папиной сестры. Но в огород она нас не повела, а вот бабушка Агафья пригласила в огород и разрешила с большой вишни рвать ягоды. Мы смеялись, бегали на реку Кукановка, поливали друг друга водой из ведра. Было так здорово. Жизнь казалось прекрасной…
В столицу мы приехали ночью. Когда мы от Таганской площади приехали на Институтскую улицу, было очень темно. Ночи московские темные и теплые. Парни и девушки гуляли. Дома, казались, утопали в зелени. Но найти тети Катин дом было очень трудно, многие помогали найти, было потрачено много времени, но безрезультатно. Тогда одна пара привела нас домой к коменданту этого городка. Комендант – женщина сразу нас привела к нужному дому. Когда папа постучал в дверь маленького деревянного дома, то мы услышали: «Кто?». Папа ответил: «Я», в ответ: «Вася!». Тетя Катя радостно открыла нам дверь, узнала голос брата.
Дядя Филипп повез нас на следующий день в центр, на Красную площадь. Побывали в мавзолее, в ГУМе, в Кремле. Дядя Филипп подарил мне красивый шелковый платочек с видом храма Василия Блаженного. Дядя Филипп возил нас на птичий рынок, который я увидела впервые. Муж тети Кати делал клетки для птиц и продавал их на птичьем рынке. Тетя Катя работала в буфете…, подарила нам шкалики.
В Селе Русское, куда мы приехали жил мой дедушка Иван Осипович вместе с папиным братом Петром и его сыновьями Иваном и Павлом, их женами и детьми.
Климат на Тамбовщине разительно отличался от нашего. Я привыкла, что в Калининской области кругом зеленая трава, даже в жаркое лето. А в селе Русском выжженная трава. Папа помогал поливать огурцы и тыкву. Огород был, а вот усадьбы не было, так как семья деда не вступала в колхоз. Двоюродные братья ездили на заработки, на лесозаготовки. Жены Катерина и Настя сидели дома, вели хозяйство, смотрели за детьми, лузгали семечки и очень хорошо вязали.
У деда Ивана в одной из комнат на столе лежала библия. Я, пионерка, не верила в Бога и в школе входила в химический кружок. На Пасху мы показывали, как попы «дурят» прихожан и из ничего появлялась змея.
Библия деда Ивана – это очень толстая книга, красочная, буквы там были дореволюционные, такие же, как и в журнале «Нива», который я впервые увидела на даче в Горелово у маминой крестной Евдокии Ивановны Ветошниковой.
Мне было всё непривычно у папы на родине. Называли бабушку «старая» и дети маленькие бегали голышом и валялись в песке, потому что было тепло. Дед Иван был очень верующим человеком. Церкви в селе не было, в ней был оборудован клуб в 1940 году. Дедушка ходил на реку Кукановку, и там со старушками читал молитвы. Очки у него были с линзами, и папа говорил, что дед делал операцию в Тамбове на глаза в 1930-е годы.
В клубе, бывшей церкви шли фильмы, и когда демонстрировали фильм «Идиот», то папа не хотел меня отпускать в клуб, но я упросила его и посмотрела фильм. Картина, конечно, произвела на меня неизгладимое впечатление. Играл в кинофильме князя Мышкина Юрий Яковлев.
Папа познакомил меня с сестрой Машей (у неё были две дочери Мария и Шура). Марии было 18 лет, она кажется, была депутатом. Родственник тети Маши – свекор работал в колхозном саду, где росли вишни. Таких ягод я не видела больше нигде. Я наклоняла ветви и ела, ела, ела… Я думала, что больше никогда не буду есть вишню. В саду я познакомилась с парнишкой – цыганом, он сидел на лошади верхом, помогал сторожу. Один раз я видела в долине цыганскую свадьбу, цыгане приехали со всех мест. Цыган в наше время боялись. А на Тамбовщине они жили более свободно. В Калининской области, когда они появлялись, то закрывались окна, двери, животных загоняли в хлев, боялись, что цыгане уведут скотину или что-нибудь своруют. А у папы на родине к ним относились спокойно. Папа привел меня как-то в село Мамонтово на реку Цну. Там жила его крестная. Как её звали, я не помню. Сын её патрулировал на лодке. Рыбу ловили и ребятишки, и пожилые женщины. Они протягивали сеть на всю ширину реки, где было неглубоко и шли по воде, ловя рыбу.
Крёстная угощала нас грибами, которые жили в бочке: белые грузди и другие грибы. Солила она их сырыми. Я не привыкла в Калининской к грибам, никогда их не собирала. А ещё там, наверное, впервые попробовала бражку.
В гостях мы были в селе Мамонтово у сестер моей бабушки Агафьи Ивановны, они угощали нас жареной нежной свежей рыбой (щучки, окушки). Пробыли мы в Мамонтово недолго, день, или два, и пошли опять к деду Ивану. Шли вечером, ночи темные, и идти было страшно, шли мимо погоста.
Однажды папа собрался в Русском на рыбалку, я тоже захотела с ним пойти. Но утром я почувствовала себя неважно и не пошла с ним. Он рассердился на меня, обиделся: «У тебя семь пятниц на неделе» и ушел на рыбалку один. Прошло немного времени, мне стало лучше, стало жаль отца, я взяла велосипед, на раму посадила Настину дочку, а на багажник Колю и мы поехали на Цну. Запах на реке был дурманящим, от цветов, от травы и дубов. И, конечно, не нашли папу и вернулись домой. По дороге ехали через поле кукурузы. Она была выше человеческого роста. После поездки Хрущева в Америку везде стали сеять кукурузу. В Калининской – Нечерноземье, она вырастала очень маленькой с 50 сантиметров. На Тамбовщине она прижилась. Но похоже, ненадолго. Когда сняли Хрущева перестали сажать её и в Тамбовской.
Один раз папа повел меня к брату дяди Васи Куркина. Шли через поле бахчи. Дорога была длинной, около пяти километров. Впечатление осталось только от бахчи с арбузами.
Там я получила письмо из Чудинково от тети Груши, куда уехала мама с Сережей. Тетя Груша написала, что мама научилась кататься на велосипеде и ездит в Сукромны. Папе я сказала об этом, и он стал тоже пытаться научиться кататься на велосипеде. Но всё было безуспешно. Он садился на велосипед, я пыталась его направлять, но он заваливался в кукурузу и падал. Когда мы вернулись в Ленинград, я сказала маме: «Какая ты молодец, что научилась кататься на велосипеде». Мама в ответ: «Это опять Груша пошутила».
Когда во второй раз поехали в Моршанск, то с нами поехал и брат Сережа. Сережа был на три года меня младше. Тетя Груша (его крестная) купила фотоаппарат, и Сережа хорошо фотографировал. Мы дома печатали фотографии. Этот процесс нам нравился. Сережа был высокого роста, светловолосый. В селе Русском мы фотографировались дедушкой, папой и Колей. Однажды у дедушки Ивана была как по кинофильмам – рубашка, подпоясанная кушаком и брюки галифе. Так ходили ещё в 1930-х годах.
Мы побывали у тети Маши, папиной сестры. Но в огород она нас не повела, а вот бабушка Агафья пригласила в огород и разрешила с большой вишни рвать ягоды. Мы смеялись, бегали на реку Кукановка, поливали друг друга водой из ведра. Было так здорово. Жизнь казалось прекрасной…
06.04.2014
Число просмотров: 3827
Для подписки на уведомления о новых записях автора Ольга Шитова-Белова необходима регистрация на сайте
Также вас может заинтересовать
История возникновения фамилии Залукаевы
История села Большая Талинка... моя малая Родина, Анатолий Залукаев
История села Большая Талинка... моя малая Родина, Анатолий Залукаев
Ваши комментарии
Страницы: 1
Бабушка Агафья. Комментарии
Вы можете оставить первое сообщение и, скорее всего, кто-то поддержит обсуждение