Моя малая Родина
село Большая Талинка Тамбовского района Тамбовской области
Есть некоторая информация о селеБольшая Талинка, думаю будет интересно почитать. Село Большая Талинка (в
дореволюционных документах встречается названия - Спасское, Спасское-Талинка)
возникло в последние годы 17-го века. Название свое оно получило от речки Талинки.
Талинка - уменьшительное слово от существительного Талина. Словари наделяют это
слово несколькими значениями. Толковый словарь В.И.Даля - "ТАЛИНА ж.
татарск. тал, тала, тальник, кустовая ива, ветла, см. верба. Талая земля."
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова - "ТАЛИНА, ж. -
оттаявшее место, проталина.,ТАЛИНА , ж. - то же, что тал, тальник.; ТАЛ,
тальник, кустарная ива, см. верба. Таловая сторона, берег, луговой,
низменный" . На мой взгляд любое из толкований слова применимо к данной
местности, которая когда то именовалась Талинской поляной, хотя более
симпатичен последний вариант - "берег, луговой, низменный". А если
предположить, что к тому же по берегам речки росли ивы (вербы), то более
подходящего названия и придумать трудно. Возникло село благодаря усилиям
Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима. Опыт рачительного
управителя, полученный им в Вяземском монастыре, пришелся на Тамбовской земле
как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные
ловли. 16 апреля 1685 г. он просил государей пожаловать ему на содержание
кафедры вместо скудных Мамонтова и Троицкого монастырей другие. А именно:
Черниев монастырь, Сергиевскую Успенскую Проломскую пустынь, Вышенскую пустынь
с крестьянами и пашнями. Все они были приписаны к архиерейской кафедре указом
государей от 11 сентября 1687 г. Позже владыка предпринял успешные шаги в том
направлении, чтобы в епископскую собственность перешли и новые земли: в 1692
году отдана была талинская Поляна по речке Талинке, по правую сторону, и по
речке Керше вниз (окончательно все эти земли были закреплены только в 1696 г.,
а всего 900 четвертей земли). Здесь владыка выступил в качестве не только
землевладельца, но и колонизатора переселив на эти участки крестьян из Черниева.
В переписных книгах за 1701 г. читаем следующее: «В Тамбовском уезде
новопоселенных вотчин прежде бывшего Тамбовского епископа в Тамбовской Поляне в
селе Спасском с селами и деревнями крестьянских и бобыльских 240 дворов,
которые по указам бывших Тамбовских епископов в ту вотчину переведены и сами
перешли из вотчин Черниева монастыря из села Черниева. В селе Спасском,
Талинское тож, двор архиерейский, крестьянских 114 дворов, мужского пола 828,
женского пола 804. В селе Троицком, Керша тож, двор архиерейский, крестьянских
40 дворов, мужского пола 449, женского пола 399. В селе Богородицком, Малая
Талинка тож, двор архиерейский, крестьянских 31 двор, мужского пола 168,
женского 181». Так на карте нашей области появились села Большая Талинка, Малая
Талинка и Керша. Уже после смерти Епископа Питирима, в 1699 году, царь Петр,
задумавший кардинально преобразовать Россию, посчитал, что существование такой
маленькой епархии как Тамбовская экономически было невыгодно. Это
подтверждается и тем фактом, что практически все постройки сооруженные еще
епископом Питирмом в Тамбове со временем перешли в руки представителей
государственной власти, да и Талинские вотчины тамбовских владык больше им уже
не принадлежали, а были переведены в дворцовое ведомство. Именно об этом
периоде в истории Большой Талинки и пишет известный тамбовский краевед Н.В.
Муравьев: "Точных сведений о дате основания села, к сожалению, не
обнаружено. Известно только, что это было поселение дворцовых крестьян. В 1762
г. в нем числилось 1973 человека и 260 домов. По тогдашнему времени это было
большое село. В конце 90-х гг. XVIII в. Большая Талинка, видимо, была подарена
семье Ланских, (скорее всего Павлом I) которые частично продали ее другому
помещику. В Тамбовском архиве имеются документы, датированные 1798 годом, из
которых видно , что в это время Большая Талинка принадлежала двум помещикам:
действительному камергеру Ланскому С.С. и коллежскому советнику Полетико М.И.
(ГАТО ф. 29, оп.3, дд. 748,752) В документах ревизской сказки 1834 г. записано:
«Село Большая Талинка тайного советника сенатора Николая Александровича
Челищева, о состоящих мужска и женска пола крестьян, доставшиеся ему по купчей
крепости в 1821 г. от тайной советницы Елизаветы Ивановны Ланской...».Всего у
помещика Челищева насчитывалось 1025 человек крепостных." В 1853 году в
Большой Талинке помимо казенных крестьян, проживают крестьяне двух помещиков:
Челищева и Полетина. В «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за
1911 год говорится: "Дворов 371, душ мужского пола 1649, женского 1515,
великороссы, земледельцы, имеют по 8 саженей на душу в каждом из трех полей.
Школы: земская двухкомплектная, одноклассная, смешанная." Село Большая
Талинка стойко ассоциируется с именем преподобного Федора Санаксарского,
который бывал здесь в гостях у своего друга и ученика диакона местной церкви
Михаила Никифорова. Одно из путешествий отца Феодора - исповедника Правды
Божией - было поучительно для многих его учеников и сопровождалось двумя
особенными встречами. На пути к Воронежу, не доезжая тридцати верст до Тамбова,
в селе Большая Талинка проживал благочестивый диакон Михаил Никифоров, духовный
сын старца Феодора. Искренне преданный духовному отцу, он строго исполнял все
наставления своего старца. Отец диакон оба раза встречал своего наставника с
великим благоговением и представлял ему прихожан, живущих по уставу
преподобного. Ученики диакона, видя старца и слыша его наставления, от умиления
плакали, а когда преподобный уезжал от них, со слезами приносили все, что могли
на дорогу, от усердия своего, и клали у ног отца Феодора. Эти простые рабы
Божии между собою жили во взаимной любви о Господе, соединенные крепче родных,
бедным и неимущим помогали, снабжая их всем необходимым. От этого все в
домашнем содержании жили в довольстве. Пьянства и разных бесчинств в их селе не
было. Церковь Божия всегда была наполнена народом, приносившим Господу Богу
непрестанные моления от чистого сердца. В конце XVIII века Епископ Тамбовский и
Пензенский Феодосий I (Голосницкий) (9 ноября 1766 – 23 декабря 1786 гг.)
озаботился исправлением икон в тамбовских храмах, для чего назначил
надзирателей над иконописью диакона с. Большой Талинки Михаила Никифорова и
дьячка Власа Яковлева. Они исправляли иконы, а многие из них, написанные
неправильно, уничтожили. В Государственном архиве Тамбовской области сохранился
документ под названием "Ведомость церковнослужителей и сведения о приходе
Преображенской церкви с. Большая Талинка Тамбовского Уезда за 1778 год."
Согласно этого документа Михайла Никифоров, духовный сын старца Феодора, уже
служил священником в местной церкви. Вот список церковнослужителей
Преображенской церкви из этого докумнета: священник Михайла Никифоров – 45 лет
дьякон Леонтий Петров – 30 лет дьячек Тимофей Никифоров – 56 лет пономарь
Прокопий Потапов – 25 лет поп Матвей Никифоров – 50 лет дьякон Калинник Матвеев
– 27 лет дьячек Никита Тимофеев – 32 лет пономарь Семен Самойлов - 40 лет Как и
в наше время, село Большая Талинка располагалось в 35-ти км на северо-восток от
города Тамбова по обоим берегам реки Сява, на холмистой равнине, растянувшееся
вдоль дороги в двух направлениях. В 1701 г. в с. Большая Талинка уже была
часовня в честь Преображения Господня. В 1795 году в Большой Талинке построили
церковь.. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876
год»: " ... церковь в селе Большой Талинке Преображенская, деревянная,
построена в 1795 году; придел один. " В 1868 году вместо старой деревянной
церкви тщанием прихожан была построена новая церковь. Об этом говорится в
«Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год: "...
церковь деревянная, холодная, построена прихожанами в 1868 году; престолов три:
главный Преображенский (6 августа), придельные: Серафимовский (19 июля) и
Архангельский (8 ноября). " Около церкви в небольшом домишке располагалась
церковно-приходская школа с тридцатью учащимися, обучавшимися церковной
грамоте. Позднее, в 1892 году, в Большой Талинке была открыта земская школа на
70 учащихся. По штату в Преображенском храме с. Большая Талинка служили два священника,
диакон и два псаломщика. В 1938 году храм был закрыт , а в 1968 - разрушен.
Старой, дореволюционной постройки, церкви давно уже нет, на ее месте под
красивыми соснами стоит новая Преображенская церковь. Приход Преображенской
церкви вновь был создан в 2006 году с благословения Его Преосвященства
Преосвященнейшего Феодосия епископа Тамбовского и Мичуринского. Учредителями
Прихода стали первые десять прихожан будущей церкви. На Приходском собрании,
председателем которого являлся благочинный Рассказовского округа отец Михаил
Кудин, был избран Приходской совет и председатель Приходского совета – Жиркова
Вера Васильевна. Прихожанами на собрании было решено будущую церковь назвать
Пребраженской, как и ранее действующую и не сохранившуюся до нашего времени. Прихожане
начали сбор средств на строительство церкви. На помощь им пришел уроженец села,
будущий попечитель церкви, Оленберг Николай Ренгольдович, который пожертвовал
на церковь основную часть всех средств, которые были потрачены на
строительство. При подготовке котлована под фундамент церкви были найдены
человеческие останки, которые были здесь захоронены около старой церкви. По
словам старожилов села здесь были могилы прежних священнослужителей старой
церкви, а также расстреливали односельчан во время Антоновского восстания.
Строительство было временно приостановлено. На место выехал благочинный
Рассказовского округа отец Михаил Кудин. Было проведено перезахоронение
останков и отслужена панихида по усопшим. Первый камень в основание новой
церкви лег 1 июня 2006 года на праздник Вознесения Господня. Был отслужен
молебен благочинным отцом Михаилом, на котором присутствовал глава
администрации Тамбовского района Семченко В.Ф. В строительстве церкви принимали
участие многие прихожане Прихода, была оказана помощь учащимися Большеталинской
и Столовской средней школы. Организовывались субботники по благоустройству и
озеленению прилегающей территории. Военнослужащие одной из воинских частей
г.Тамбова оказали значительную помощь в установке церковной ограды и ее покраске.
Вновь построенная церковь была освящена 28 ноября 2007 года Его Преосвященством
Преосвященнейшим Феодосием епископом Тамбовским и Мичуринским. Первым
священнослужителем в новой церкви стал иерей Андрей Финаев, и.о. настоятеля. В
настоящее время богослужения в церкви проходят по субботним дням и по большим
церковным праздникам. Прихожанами церкви Преображения Господня являются и
жители соседнего села Столовое из-за отсутствия у них в селе своего храма. С
20-х годов XIX века в Преображенской церкви села Большая Талинка начал служить
в должности дьячка мой прапрапрадед Преображенский Яков Герасимович. В Большой
Талинке родились и семь его детей. Весной 1843 года Яков Герасимович
простудился и 1 июня 1843 года умер "от горячки". Последние записи в
метрических книгах с его подписью датированы мартом 1843 года. На его место 5
ноября 1843 года, после окончания 2-го отделения Тамбовского духовного училища,
был назначен его сын - Преображенский Степан Яковлевич, мой прапрадед. Степан
Яковлевич отслужил в Преображенской церкви села Большая Талинка ровно 30 лет,
до того момента как в соседней деревне Столовое построили церковь. В 1873 году
его перевели на должность псаломщика в Успенскую церковь села Столовое.
дореволюционных документах встречается названия - Спасское, Спасское-Талинка)
возникло в последние годы 17-го века. Название свое оно получило от речки Талинки.
Талинка - уменьшительное слово от существительного Талина. Словари наделяют это
слово несколькими значениями. Толковый словарь В.И.Даля - "ТАЛИНА ж.
татарск. тал, тала, тальник, кустовая ива, ветла, см. верба. Талая земля."
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова - "ТАЛИНА, ж. -
оттаявшее место, проталина.,ТАЛИНА , ж. - то же, что тал, тальник.; ТАЛ,
тальник, кустарная ива, см. верба. Таловая сторона, берег, луговой,
низменный" . На мой взгляд любое из толкований слова применимо к данной
местности, которая когда то именовалась Талинской поляной, хотя более
симпатичен последний вариант - "берег, луговой, низменный". А если
предположить, что к тому же по берегам речки росли ивы (вербы), то более
подходящего названия и придумать трудно. Возникло село благодаря усилиям
Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима. Опыт рачительного
управителя, полученный им в Вяземском монастыре, пришелся на Тамбовской земле
как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные
ловли. 16 апреля 1685 г. он просил государей пожаловать ему на содержание
кафедры вместо скудных Мамонтова и Троицкого монастырей другие. А именно:
Черниев монастырь, Сергиевскую Успенскую Проломскую пустынь, Вышенскую пустынь
с крестьянами и пашнями. Все они были приписаны к архиерейской кафедре указом
государей от 11 сентября 1687 г. Позже владыка предпринял успешные шаги в том
направлении, чтобы в епископскую собственность перешли и новые земли: в 1692
году отдана была талинская Поляна по речке Талинке, по правую сторону, и по
речке Керше вниз (окончательно все эти земли были закреплены только в 1696 г.,
а всего 900 четвертей земли). Здесь владыка выступил в качестве не только
землевладельца, но и колонизатора переселив на эти участки крестьян из Черниева.
В переписных книгах за 1701 г. читаем следующее: «В Тамбовском уезде
новопоселенных вотчин прежде бывшего Тамбовского епископа в Тамбовской Поляне в
селе Спасском с селами и деревнями крестьянских и бобыльских 240 дворов,
которые по указам бывших Тамбовских епископов в ту вотчину переведены и сами
перешли из вотчин Черниева монастыря из села Черниева. В селе Спасском,
Талинское тож, двор архиерейский, крестьянских 114 дворов, мужского пола 828,
женского пола 804. В селе Троицком, Керша тож, двор архиерейский, крестьянских
40 дворов, мужского пола 449, женского пола 399. В селе Богородицком, Малая
Талинка тож, двор архиерейский, крестьянских 31 двор, мужского пола 168,
женского 181». Так на карте нашей области появились села Большая Талинка, Малая
Талинка и Керша. Уже после смерти Епископа Питирима, в 1699 году, царь Петр,
задумавший кардинально преобразовать Россию, посчитал, что существование такой
маленькой епархии как Тамбовская экономически было невыгодно. Это
подтверждается и тем фактом, что практически все постройки сооруженные еще
епископом Питирмом в Тамбове со временем перешли в руки представителей
государственной власти, да и Талинские вотчины тамбовских владык больше им уже
не принадлежали, а были переведены в дворцовое ведомство. Именно об этом
периоде в истории Большой Талинки и пишет известный тамбовский краевед Н.В.
Муравьев: "Точных сведений о дате основания села, к сожалению, не
обнаружено. Известно только, что это было поселение дворцовых крестьян. В 1762
г. в нем числилось 1973 человека и 260 домов. По тогдашнему времени это было
большое село. В конце 90-х гг. XVIII в. Большая Талинка, видимо, была подарена
семье Ланских, (скорее всего Павлом I) которые частично продали ее другому
помещику. В Тамбовском архиве имеются документы, датированные 1798 годом, из
которых видно , что в это время Большая Талинка принадлежала двум помещикам:
действительному камергеру Ланскому С.С. и коллежскому советнику Полетико М.И.
(ГАТО ф. 29, оп.3, дд. 748,752) В документах ревизской сказки 1834 г. записано:
«Село Большая Талинка тайного советника сенатора Николая Александровича
Челищева, о состоящих мужска и женска пола крестьян, доставшиеся ему по купчей
крепости в 1821 г. от тайной советницы Елизаветы Ивановны Ланской...».Всего у
помещика Челищева насчитывалось 1025 человек крепостных." В 1853 году в
Большой Талинке помимо казенных крестьян, проживают крестьяне двух помещиков:
Челищева и Полетина. В «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за
1911 год говорится: "Дворов 371, душ мужского пола 1649, женского 1515,
великороссы, земледельцы, имеют по 8 саженей на душу в каждом из трех полей.
Школы: земская двухкомплектная, одноклассная, смешанная." Село Большая
Талинка стойко ассоциируется с именем преподобного Федора Санаксарского,
который бывал здесь в гостях у своего друга и ученика диакона местной церкви
Михаила Никифорова. Одно из путешествий отца Феодора - исповедника Правды
Божией - было поучительно для многих его учеников и сопровождалось двумя
особенными встречами. На пути к Воронежу, не доезжая тридцати верст до Тамбова,
в селе Большая Талинка проживал благочестивый диакон Михаил Никифоров, духовный
сын старца Феодора. Искренне преданный духовному отцу, он строго исполнял все
наставления своего старца. Отец диакон оба раза встречал своего наставника с
великим благоговением и представлял ему прихожан, живущих по уставу
преподобного. Ученики диакона, видя старца и слыша его наставления, от умиления
плакали, а когда преподобный уезжал от них, со слезами приносили все, что могли
на дорогу, от усердия своего, и клали у ног отца Феодора. Эти простые рабы
Божии между собою жили во взаимной любви о Господе, соединенные крепче родных,
бедным и неимущим помогали, снабжая их всем необходимым. От этого все в
домашнем содержании жили в довольстве. Пьянства и разных бесчинств в их селе не
было. Церковь Божия всегда была наполнена народом, приносившим Господу Богу
непрестанные моления от чистого сердца. В конце XVIII века Епископ Тамбовский и
Пензенский Феодосий I (Голосницкий) (9 ноября 1766 – 23 декабря 1786 гг.)
озаботился исправлением икон в тамбовских храмах, для чего назначил
надзирателей над иконописью диакона с. Большой Талинки Михаила Никифорова и
дьячка Власа Яковлева. Они исправляли иконы, а многие из них, написанные
неправильно, уничтожили. В Государственном архиве Тамбовской области сохранился
документ под названием "Ведомость церковнослужителей и сведения о приходе
Преображенской церкви с. Большая Талинка Тамбовского Уезда за 1778 год."
Согласно этого документа Михайла Никифоров, духовный сын старца Феодора, уже
служил священником в местной церкви. Вот список церковнослужителей
Преображенской церкви из этого докумнета: священник Михайла Никифоров – 45 лет
дьякон Леонтий Петров – 30 лет дьячек Тимофей Никифоров – 56 лет пономарь
Прокопий Потапов – 25 лет поп Матвей Никифоров – 50 лет дьякон Калинник Матвеев
– 27 лет дьячек Никита Тимофеев – 32 лет пономарь Семен Самойлов - 40 лет Как и
в наше время, село Большая Талинка располагалось в 35-ти км на северо-восток от
города Тамбова по обоим берегам реки Сява, на холмистой равнине, растянувшееся
вдоль дороги в двух направлениях. В 1701 г. в с. Большая Талинка уже была
часовня в честь Преображения Господня. В 1795 году в Большой Талинке построили
церковь.. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876
год»: " ... церковь в селе Большой Талинке Преображенская, деревянная,
построена в 1795 году; придел один. " В 1868 году вместо старой деревянной
церкви тщанием прихожан была построена новая церковь. Об этом говорится в
«Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год: "...
церковь деревянная, холодная, построена прихожанами в 1868 году; престолов три:
главный Преображенский (6 августа), придельные: Серафимовский (19 июля) и
Архангельский (8 ноября). " Около церкви в небольшом домишке располагалась
церковно-приходская школа с тридцатью учащимися, обучавшимися церковной
грамоте. Позднее, в 1892 году, в Большой Талинке была открыта земская школа на
70 учащихся. По штату в Преображенском храме с. Большая Талинка служили два священника,
диакон и два псаломщика. В 1938 году храм был закрыт , а в 1968 - разрушен.
Старой, дореволюционной постройки, церкви давно уже нет, на ее месте под
красивыми соснами стоит новая Преображенская церковь. Приход Преображенской
церкви вновь был создан в 2006 году с благословения Его Преосвященства
Преосвященнейшего Феодосия епископа Тамбовского и Мичуринского. Учредителями
Прихода стали первые десять прихожан будущей церкви. На Приходском собрании,
председателем которого являлся благочинный Рассказовского округа отец Михаил
Кудин, был избран Приходской совет и председатель Приходского совета – Жиркова
Вера Васильевна. Прихожанами на собрании было решено будущую церковь назвать
Пребраженской, как и ранее действующую и не сохранившуюся до нашего времени. Прихожане
начали сбор средств на строительство церкви. На помощь им пришел уроженец села,
будущий попечитель церкви, Оленберг Николай Ренгольдович, который пожертвовал
на церковь основную часть всех средств, которые были потрачены на
строительство. При подготовке котлована под фундамент церкви были найдены
человеческие останки, которые были здесь захоронены около старой церкви. По
словам старожилов села здесь были могилы прежних священнослужителей старой
церкви, а также расстреливали односельчан во время Антоновского восстания.
Строительство было временно приостановлено. На место выехал благочинный
Рассказовского округа отец Михаил Кудин. Было проведено перезахоронение
останков и отслужена панихида по усопшим. Первый камень в основание новой
церкви лег 1 июня 2006 года на праздник Вознесения Господня. Был отслужен
молебен благочинным отцом Михаилом, на котором присутствовал глава
администрации Тамбовского района Семченко В.Ф. В строительстве церкви принимали
участие многие прихожане Прихода, была оказана помощь учащимися Большеталинской
и Столовской средней школы. Организовывались субботники по благоустройству и
озеленению прилегающей территории. Военнослужащие одной из воинских частей
г.Тамбова оказали значительную помощь в установке церковной ограды и ее покраске.
Вновь построенная церковь была освящена 28 ноября 2007 года Его Преосвященством
Преосвященнейшим Феодосием епископом Тамбовским и Мичуринским. Первым
священнослужителем в новой церкви стал иерей Андрей Финаев, и.о. настоятеля. В
настоящее время богослужения в церкви проходят по субботним дням и по большим
церковным праздникам. Прихожанами церкви Преображения Господня являются и
жители соседнего села Столовое из-за отсутствия у них в селе своего храма. С
20-х годов XIX века в Преображенской церкви села Большая Талинка начал служить
в должности дьячка мой прапрапрадед Преображенский Яков Герасимович. В Большой
Талинке родились и семь его детей. Весной 1843 года Яков Герасимович
простудился и 1 июня 1843 года умер "от горячки". Последние записи в
метрических книгах с его подписью датированы мартом 1843 года. На его место 5
ноября 1843 года, после окончания 2-го отделения Тамбовского духовного училища,
был назначен его сын - Преображенский Степан Яковлевич, мой прапрадед. Степан
Яковлевич отслужил в Преображенской церкви села Большая Талинка ровно 30 лет,
до того момента как в соседней деревне Столовое построили церковь. В 1873 году
его перевели на должность псаломщика в Успенскую церковь села Столовое.
10.02.2018
Число просмотров: 5076
Также вас может заинтересовать
История возникновения фамилии Залукаевы
История села Большая Талинка... моя малая Родина, Анатолий Залукаев
История села Большая Талинка... моя малая Родина, Анатолий Залукаев
Ваши комментарии
Страницы: 1
История села Большая Талинка... моя малая Родина. Комментарии
Вы можете оставить первое сообщение и, скорее всего, кто-то поддержит обсуждение