Мамонтова пустынь | |
Мамонтову пустынь многие историки связывают с распространением и возникновением православной веры в Тамбовской области. Расстояние от пустыни до Тамбова по моршанской дороге составляло 70 верст. Пустынь располагалась близ села Мамонтово. И монастырь, и село были названы в честь своего основателя – инока Маманта. Согласно документам Шацкого архива, старец Мамант в 1629 году получил разрешение на открытие своей пустыни от инокини Марфы Ивановны во имя святителя Николая на Никольской поляне. На начальных этапах своего существования монастырь был убог и беден. Согласно грамоте от 1634 года, налог с 30 четвертей монастырских земель взимать запрещалось, В 1625 году пустынь приписали Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с бобылями, крестьянами и их детьми, племянниками и братьями. В записях 1677 года приводятся данные о том, что на территории Мамонтовой пустыни близ Глубокого озера располагалось две церкви с колокольней, с утварью и иконами. Размещались иконы в главном здании. Икона Николая Чудотворца - главная и придельная - во имя Алексия, человека Божьего. Первый строитель церквей во всей пустыни – это старец Мамант. Придельная церковь была освящена во имя Алексия. Причина в том, что большее количество вкладов монастырь получал в период царствования Алексея Михайловича. Процесс обогащения монастырских земель шел достаточно быстро. К концу 17 века обитель располагала большим количеством коровьих, птичьих, пчелиных дворов. Каждая монастырская деревня имела своего старосту, который назначался монастырем, а также управляющие-монахи. Несмотря на то, что пустынь достаточно рано упразднили -в 1764 г. – постройки храмовые и хозяйственыне на протяжении еще долгого временипричислялись к монастырскому имуществу. Новый однопрестольный Николаевский храм построили согласно храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Постройка отличалась прочностью и красотой. Храм просуществовал до первой четверти 20 века. Располагался он приблизительно в 5 саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье рядом с озером Глубоким. В новых рубленых обустроенных в 1865 г.приделах были размещен ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы и витые колонны были сильно позолочены. И все же, представление о внутренней красоте мамонтовской церкви не является полноценным без упоминания о скульптурах из дерева, которые наполняют этот храм. Нижний пояс над местными иконами составляли изображения херувимов, которые вырезались на дереве и поливались листовым золотом. Над иконостасом располагалось резное распятие - резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Оформление нижней части Царских врат составляли скульптуры из дерева евангелистов в полный рост. После упразднения Мамонтовой пустыни на месте монастыря благодаря стараниям священника Алексея Кринова образовалась новая община сестер на основе богадельни, в которой к 1912 г. проживало 20 крестьянских вдов. К маю 1912 г. в Мамонтове появился первый храм из камня, возведенный на средства местного священника Алексея Кринова и прихожан. Главная реликвия храма, который был освящен в 1915 году - древнейшая икона святителя Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина (около 140 см). Святитель Николай изображен во весь рост в архиерейских одеждах, которые украшались золотыми крестами. Его глава была украшена венцами, его правая рука держала стальной меч, а в левой располагалась дарохранительница. Обратная сторона иконы, которая облачалась в серебряный оклад, имела надпись: «Никола Можайский». Согласно устному преданию, основатель пустыни обнаружил эту икону средь трех лип, на этом освященном месте он и заложил первый монастырский храм. Спиленные липы пошли на изготовление церковной утвари, которая на протяжении нескольких столетий хранится в Никольской церкви села. Неизвестными моршанскими мастерами были созданы уникальные произведения, которые на протяжении нескольких столетий являлись украшениями церквей всей Тамбовской области. Скульптуры отличались огромным разнообразием композиций, а также росписями красок как у икон. В оформлении скульптур многие исследователи нашли ряд черт такого направления искусства, как барокко. В 1924 году резные статуи из дерева были перевезены изо всех уездов Тамбовской губернии в Моршанский музей истории и археологии. В числе этих композиций было более 10 статуй Христа Спасителя в терновом венце, часть из них – с цепями на руках и на ногах. В числе статуй также были фигуры ангелов, святых, Богоматери и Ионанна-воина и многие другие. Привезены они были из Пичаевской, Тараксинской и Заметчинской и других волостей. Многолетние попытки отторжения православной культуры послужили причиной почти полной утраты для потомков данного народного творчества. И все же, несмотря на это даже в советское время поток верующих паломников не прекращался, и люди стремились в Мамонтово, чтобы получить исцеление, помолиться, искупаться в Святом озере. В престольный Никольский праздник - 22 мая – в Мамонтово приезжает большое количество паломников из Тамбовской области, а также из соседних областей. 2003 год считается начальным этапом возрождения Мамонтовой пустыни. Благословление епископа Феодосия, помощь властей Тамбовской области, тамбовских меценатов и жертвователей стали основой для обустройства купальни на Святом озере, для строительства сестринского корпуса, строительство храма. | |
1629 | |
см. также: Мамонтово |