Приглашаем желающих помочь с внесением данных архивных документов в онлайн-базу или оказать другую помощь проекту. Напишите в данной теме с указанием того, какими документами хотели бы заниматься. База общедоступна и бесплатна, совместными усилиями можно значительно упростить работу по генеалогическим исследованиям. Также требуются желающие модерировать форум.

Мамонтова пустынь

Мамонтову пустынь многие историки связывают с распространением и возникновением православной веры в Тамбовской области. Расстояние от пустыни до Тамбова по моршанской дороге составляло 70 верст. Пустынь располагалась близ села Мамонтово.

И монастырь, и село были названы в честь своего основателя – инока Маманта. Согласно документам Шацкого архива, старец Мамант в 1629 году получил разрешение на открытие своей пустыни от инокини Марфы Ивановны во имя святителя Николая на Никольской поляне. На начальных этапах своего существования монастырь был убог и беден. Согласно грамоте от 1634 года, налог с 30 четвертей монастырских земель взимать запрещалось,
С течением времени земли стали заселять люди, пришедшие из соседствующей Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда. Это бли и бобыли, и вольные люди, и кабальные крестьяне. Их всех встречали гостеприимно, большие территории предоставляли большие возможности, при этом ощущалась нехватка рабочих рук. Именно здесь был положен фундамент основам культуры земледелия, которые уже позднее передавались поселенцам.

В 1625 году пустынь приписали Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с бобылями, крестьянами и их детьми, племянниками и братьями.

В записях 1677 года приводятся данные о том, что на территории Мамонтовой пустыни близ Глубокого озера располагалось две церкви с колокольней, с утварью и иконами. Размещались иконы в главном здании. Икона Николая Чудотворца - главная и придельная - во имя Алексия, человека Божьего.

Первый строитель церквей во всей пустыни – это старец Мамант. Придельная церковь была освящена во имя Алексия. Причина в том, что большее количество вкладов монастырь получал в период царствования Алексея Михайловича.

Процесс обогащения монастырских земель шел достаточно быстро. К концу 17 века обитель располагала большим количеством коровьих, птичьих, пчелиных дворов. Каждая монастырская деревня имела своего старосту, который назначался монастырем, а также управляющие-монахи.

Несмотря на то, что пустынь достаточно рано упразднили -в 1764 г. – постройки храмовые и хозяйственыне на протяжении еще долгого временипричислялись к монастырскому имуществу.

Новый однопрестольный Николаевский храм построили согласно храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Постройка отличалась прочностью и красотой. Храм просуществовал до первой четверти 20 века. Располагался он приблизительно в 5 саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье рядом с озером Глубоким.

В новых рубленых обустроенных в 1865 г.приделах были размещен ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы и витые колонны были сильно позолочены. И все же, представление о внутренней красоте мамонтовской церкви не является полноценным без упоминания о скульптурах из дерева, которые наполняют этот храм.

Нижний пояс над местными иконами составляли изображения херувимов, которые вырезались на дереве и поливались листовым золотом. Над иконостасом располагалось резное распятие - резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Оформление нижней части Царских врат составляли скульптуры из дерева евангелистов в полный рост.

После упразднения Мамонтовой пустыни на месте монастыря благодаря стараниям священника Алексея Кринова образовалась новая община сестер на основе богадельни, в которой к 1912 г. проживало 20 крестьянских вдов. К маю 1912 г. в Мамонтове появился первый храм из камня, возведенный на средства местного священника Алексея Кринова и прихожан.

Главная реликвия храма, который был освящен в 1915 году - древнейшая икона святителя Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина (около 140 см). Святитель Николай изображен во весь рост в архиерейских одеждах, которые украшались золотыми крестами. Его глава была украшена венцами, его правая рука держала стальной меч, а в левой располагалась дарохранительница. Обратная сторона иконы, которая облачалась в серебряный оклад, имела надпись: «Никола Можайский». Согласно устному преданию, основатель пустыни обнаружил эту икону средь трех лип, на этом освященном месте он и заложил первый монастырский храм. Спиленные липы пошли на изготовление церковной утвари, которая на протяжении нескольких столетий хранится в Никольской церкви села.

Неизвестными моршанскими мастерами были созданы уникальные произведения, которые на протяжении нескольких столетий являлись украшениями церквей всей Тамбовской области. Скульптуры отличались огромным разнообразием композиций, а также росписями красок как у икон. В оформлении скульптур многие исследователи нашли ряд черт такого направления искусства, как барокко.

В 1924 году резные статуи из дерева были перевезены изо всех уездов Тамбовской губернии в Моршанский музей истории и археологии. В числе этих композиций было более 10 статуй Христа Спасителя в терновом венце, часть из них – с цепями на руках и на ногах. В числе статуй также были фигуры ангелов, святых, Богоматери и Ионанна-воина и многие другие. Привезены они были из Пичаевской, Тараксинской и Заметчинской и других волостей.

Многолетние попытки отторжения православной культуры послужили причиной почти полной утраты для потомков данного народного творчества. И все же, несмотря на это даже в советское время поток верующих паломников не прекращался, и люди стремились в Мамонтово, чтобы получить исцеление, помолиться, искупаться в Святом озере.

В престольный Никольский праздник - 22 мая – в Мамонтово приезжает большое количество паломников из Тамбовской области, а также из соседних областей. 2003 год считается начальным этапом возрождения Мамонтовой пустыни. Благословление епископа Феодосия, помощь властей Тамбовской области, тамбовских меценатов и жертвователей стали основой для обустройства купальни на Святом озере, для строительства сестринского корпуса, строительство храма.

1629

см. также: Мамонтово


Заказать исследование родословной

Для заказа исследования родословной или самостоятельного составления семейного дерева зарегистрируйтесь на сайте.

Партнёрская программа

Присоединяйтесь к нашей партнёрской программе и зарабатывайте привлекая заказчиков и приглашая знакомых.

Комментарии

28.03.2023 23:36 Территории
Илья-Т: Здравствуйте, у кого-то есть РС Богородицкого Княжево тож 1834 года?  Прошу помочь....
27.03.2023 01:57 Территории
geneal_ru: К приходу в Осиновке...
26.03.2023 20:13 Форум
Kalina147: Здравствуйте, мой дед Федоринов Афанасий Павлович родился и вырос в Ранино. Так же там родились его дети, среди которых моя мама Валентина. Ищу все чт...
25.03.2023 23:14 Территории
Kostj: Статья может и правильная, не буду спорить, не жил в Чемлыке. Но есть некоторые неточности. Хоперка входила в приход церкви Рождества Христова не до р...
24.03.2023 17:48 Территории
Анастасия85 Романова: Добрый день, подскажите пожалуйста . с. Дудовка около 1890-х годов к какому приходу относилась?...
20.03.2023 16:37 Форум
Atalef: Здравствуйте.  Мой прапрадед - Цыплаков Пётр Васильевич, родом из Тамбовской губернии, Шацкий уезд, Ямбирнская волость, деревня Лесные цветы (ныне эт...
20.03.2023 07:25 Форум
Натa: Добрый деньГотова помочь с внесением документов, всем чем могу. Исследую истоию своей семьи,опыта не много. Моя бабушка родилась в  Томбовской област...
Вcе комментарии >>

Обновления на сайте

~ Дудовка, деревня
~ Хоперка, деревня
~ Самодуровка, село
~ Мичуринск, город
~ Нижнее Чуево, село
~ Царевка, село
~ Знаменка, посёлок городского типа
~ Никольское, село
~ Серебряки, село
~ Куньи Липяги, деревня
~ Эксталь, село
~ Воронцовка, село
~ Орловка, деревня
~ Борщёвка, село
~ Большая Липовица, село

ТАМБОВГРАД © 2010 - 2023, история Тамбовской области и Тамбовской губернии

При использовании общедоступных материалов сайта гиперссылка на tambovgrad.ru обязательна