В середине 60-х годов XIX века вблизи юго-западных границ города прошла железнодорожная линия Москва - Саратов. При строительстве станции Тамбов была предусмотрена Привокзальная площадь, на которую фасадом выходило одноэтажное здание тамбовского вокзала. Пассажиры и гости, приезжавшие в Тамбов, попадали вначале на Привокзальную площадь, а отсюда по Дворянской улице в центр города. По обочинам площади с первых дней ее существования разместились здания железнодорожной службы, среди которых особенно выделялся дом путейской больницы, полностью сохранившейся до нашего времени. Тут же было построено несколько мелких галантерейных и продуктовых лавок.
В конце XIX века посредине площади был посажен маленький сквер, преимущественно из тополей, в тени которых на протяженин 70 лет отдыхали пассажиры, дожидавшиеся очередного поезда.
В 1930 году на деньги профсоюза рабочих и служащих железной дороги построен Дворец культуры, обращенный фасадом на площадь. Это было первое новое здание в Тамбове, построенное за годы Советской власти.
В конце 60-х годов XX века здание вокзала подверглось полной реконструкции: надстроен второй этаж, изменено расположение комнат и залов ожидания внутри здания, устроено современное электрическое освещение, озеленен декоративными растениями привокзальный перрон, появились крытый навес и подземный переход.
Одновременно с реконструкцией вокзала и перрона изменила свой облик и Привокзальная площадь: устаревшие деревья сквера были выкорчеваны, а на их месте сооружены три красивых фонтана, достигающие 5—6-метровой высоты. Струи воды, переплетаясь между собой, образуют причудливые рисунки, и весь этот каскад воды дробится в высоте, превращается в водяную пыль и опускается мельчайшими каплями в мраморные бассейны. В солнечные дни Привокзальные фонтаны приобретают поистине сказочную красоту.
Вся территория площади заасфальтирована и служит внутригородскому пассажирскому транспорту — троллейбусам и автобусам — поворотным кольцом. 12